План В, или что делать, когда «я не знаю, что делать»
До экзамена — неделя, и самое время поговорить о плане В. План В — это что делать в ситуации, когда человек откидывается на спинку стула, бросает ручку и говорит себе «я не знаю, что делать». При этом охватывает раздражение на себя, на репетитора, на учителей и весь мир. Как так — я решал задачи, готовился целый год, и все равно — я не знаю, что делать.
1 Не раздражайтесь, тем более, на себя. Первым делом преодолейте раздражение и любые другие негативные эмоции. Если помогает, глубоко вдохните и медленно выдохните. Если помогает — посмотрите в какое-то симпатичное место аудитории или за окно. Сделайте минутный перерыв. Преодолейте раздражение, и как можно скорее.
2 Такая ситуация означает, что мы столкнулись с нестандартной задачей. Надо четко понимать, что в процессе решения большого количества однотипных задач, чем мы много занимались, мы привыкаем к этим задачам. Это означает, что мы их решаем более-менее автоматически. Это, в свою очередь, означает, что мы именно на этих задачах отвыкаем рассуждать. Мы привыкли подбежать к канавке, и прыгнуть. Мы подбежали, и вдруг видим здоровую канаву, через которую не можем перепрыгнуть. Все нормально, не паникуйте, будем рассуждать. Задействуем план В.
3 План В требует больше времени, чем то, как мы решаем задачу обычно, поэтому — мысленно выделите себе плюс 10 минут. На первые 13 задач это очень много, и вам хватит.
Дальше я пишу на примере решения нестандартной текстовой задачи. В конце обсудим, что меняется в других типах задач.
4 Внимательно и не спеша читаем условие еще раз. Задаем себе просто вопрос: «что вообще я могу посчитать?» Если возникает ситуация «я мог бы посчитать, сколько он проехал за 2 часа/время t, но не знаю его скорости» - вы знаете, что делать. Вводим нужную скорость, обозначаем ее x/y/z/t/a/b/c/d…. После того, как написали все, что вообще можем посчитать в задаче, начинаем связывать эти величины в уравнения. Написав систему, смотрим, сколько в ней получилось неизвестных, и сколько уравнений. Эти два числа должны быть равны (если просят найти отношение двух величин — уж совсем что-то сложное попалось, тогда неизвестных может быть на одну больше, чем уравнений).
Проверьте логику составленной системы. Если все нормально, проверьте, насколько вы устали. Если сильно, решите следующую задачу, и потом вернитесь к этой.
5 Если это уравнение, можно зайти с нескольких сторон.
5.1 Выпишем все формулы, какие знаем/помним из этой области. Если уравнение показательное, мы не будем вспоминать формулы тригонометрии.
5.2 А какого типа уравнение из этого раздела я могу решить? А чем это отличается?
5.3 Тут слишком сложные коэффициенты. А с какими я могу решить?
5.4 А если подобрать решение? Здесь это сложно? (Не тратьте много времени на подбор )
6 В любом случае, если вернуться к аналогии с перепрыгиванием канавы, в случае широкой канавы нам нужно либо что-то перекинуть через нее, какой-то мостик, или пойти вдоль нее, отыскивая более узкое место. И то, и другое, требует времени. Решение начинается, когда нам удается побороть раздражение и мы смиряемся психологически с грядущей потерей времени. Совсем будет здорово, если нам удастся получить какое-то удовлетворение в процессе решения этой задачи.
Мы сделали все, что могли. Конечно, где-то мы недоработали, и могли сделать больше/лучше/эффективнее. Но что сейчас об этом говорить? Сейчас надо осознать очевидную вещь:
I Большинство задач из первых 13 мы можем решить довольно быстро, правильно и без зверской затраты сил. Сколько — зависит не от нас, а от варианта.
II В почти любом варианте экзамена среди первых 13 попадется задача, нам которой нам придется задействовать план В. Будем надеяться, что не попадется, но «надеясь на лучшее, готовься к худшему».
III Наш окончательный результат зависит именно от эффективности и успешности плана В. Удачи и спокойствия!