Как выбрать репетитора по математике или физике

 Тенденция ясна – всякие базы данных репетиторов и сайты посредников будут, скажем так, процветать, насколько это возможно в образовании вообще.

 Проблема одна – там все на одно лицо, отсутствует возможность понять, как именно человек преподает.

 На некоторых сайтах по подбору репетимторов возникает интересная тенденция – вводится многоступенчатая внутренняя сертификация. В частности, по математике репетиторам предлагается пройти тест для определения, насколько они хороши. Но это, опять же, имеет опосредованное отношение к делу преподавания: человек может блестяще решать задачи, но при этом быть плохим преподавателем. Мой университетский научный руководитель был гениальным человеком, но это не распространялось на преподавание.

 Портфолио – это, в идеале, статьи и видео записи лекций и семинаров –  как, например, на этом сайте. Это то, что практически отсутствует на сайтах  посредников, и что осложняет выбор репетитора на этих сайтах.

 Для того, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно не так много:

1 Хорошо знать предмет

2 Любить процесс преподавание, то есть, те психологические и методические задачи, которые возникают в ходе преподавания

3 Любить не власть, пусть небольшую, которую дает статус преподавателя, а возможность совместного с учениками роста

4 Уметь хорошо и образно говорить

 Преподаватель – не тот, кто знает, как решать задачу. Это тот, кто может поставить себя на место ученика, решить задачу сам, и объяснить и показать своему ученику, как он это сделал.

 Ищите преподавателей с портфолио и выбирайте из них – тогда ваш выбор будет на порядок лучше. Удачи!

Post Scriptum
Вопрос о выборе репетитора в нашей действительности является устойчиво актуальным. Другими словами, часто возникает вопрос "Брать - не брать" и "Если брать, то кого?"
Вот неплохая свежая статья на тему выбора репетитора и его нужности вообще: 9 мифов о репетиторах и репетиторстве. БУСЛАЕВ Антон, КАПЛАН Виталий 
 Небольшая цитата из статьи:

"На самом деле найти подходящего репетитора именно в вашем случае, для вашего ребенка, может оказаться очень непросто. Ведь помимо знаний и опыта, необходим еще психологический контакт именно этого репетитора с именно этим ребенком— а тут могут возникнуть неприятные неожиданности.

Обычно репетитора ищут двумя способами — либо посредством «сарафанного радио» (то есть по рекомендациям знакомых), либо в Интернете, где у репетитора может быть свой сайт, может быть канал на YouTube с фрагментами занятий. Скорее всего, информация, которую вы можете там найти, достоверная. Шарлатаны случаются, но не так часто, чтобы говорить об этом как об ужасной опасности. Однако даже если этот репетитор — доктор наук, если вам безумно нравятся видео с его занятиями, если вас обнадеживает статистика поступлений его учеников, все равно может оказаться, что именно вашему ребенку он не подходит. Может, ребенка оттолкнет его внешность, может, его манера говорить, может, формат проведения занятий."

 В тонкой материи образования сложно что-то гарантировать на 100%, но на 99% могу гарантировать хороший психологический контакт с учеником. Для меня установление такого контакта естественно и является залогом успешных занятий. Крайне редко психологический контакт не удается, чаще всего мне удается создать максимально эффективную атмосферу занятий.